Мой сайт
Воскресенье, 17.11.2024, 05:49
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » 2013 » Сентябрь » 8 » 13. Хозяйство Киевской Руси (IX-XII вв.)
    07:17
     

    13. Хозяйство Киевской Руси (IX-XII вв.)

    ^

    13. Хозяйство Киевской Руси (IX-XII вв.)



    Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение в VIII—IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родоплеменной знати власти — таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.

    Возглавлявшие племенные союзы военные вожди (князья) стремились к подчинению свободных общинников, наложению на них определенной дани, необходимой для содержания дружины. При этом нормы традиционного права отвергались и подвергались забвению. Одновременно с этим закладывались основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя не были уничтожены в VIII—IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровнородовая месть и др.) сохранялась в жизни древнерусского общества.

    Образование древнерусского государства Киевской Руси произошло в 882 г., когда новгородский князь Олег объединил Новгородское, Смоленское и Киевское княжества. Он перенес столицу в Киев и провозгласил себя великим киевским князем.

    ^

    13.1. Образование древнерусского государства



    Население и территория

    Центрами образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен — северную и южную.

    В источниках нет сведений о количестве населения в Древней Руси. Известный демограф Б. Ц. Урланис, используя косвенные данные, считает, что к началу второго тысячелетия нашей эры территория Киевской Руси составляла 1,1 млн. кв. км., а численность населения — 4,5 млн. человек.

    Территория древнерусского государства сложилась из земель, которые занимали племенные союзы, упоминаемые в «Повести временных лет» (поляне, волыняне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, вятичи, словене и др.). Первоначальной, древнейшей была государственная территория Среднего Поднепровья, собственно Русская земля во главе с Киевом.

    В конце IX — второй половине XI вв. власть киевских князей распространяется на Новгород Великий, Псков, Смоленск, Ростов, Полоцк, Муром, Рязань — центры обширных земель, располагавшихся на севере, северо-востоке и северо-западе Восточно-Европейской равнины. На юге тоже продолжалось расширение территории, в первую очередь собственно Киевского, затем Черниговского и Переяславского княжеств. Вошедшие в состав древнерусского государства иноязычные, иноплеменные образования (мурома, меря, голядь и др.) стали его составной частью. Киевская Русь превратилась в одно из самых крупных и могущественных государств средневековой Европы.

    Образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.

    ^ Система налогообложения

    С образованием государства идет становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы.




    ^ Дружина русского князя


    Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства, которая называлась полюдье. Эта дань собиралась со всего населения (людей). Полюдье являлось выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.

    Для сбора этой дани князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал огромные подвластные им территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.

    Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. Так, в 945 г. в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, он был убит. Его жена, княгиня Ольга, провела налоговую реформу, установив «уроки» — нормы дани, а также время и место ее сбора — «погосты». Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была в Киевской Руси первой попыткой упорядочения сбора дани. Вводилась единица обложения: в одних местах это был «дым» (семья), в других — «плуг» или «рало», когда облагалось отдельное хозяйство. Несколько «дымов» составляли «дворище». Реже единицей обложения считался человек.

    По мере развития крупного землевладения и укрепления государства формы эксплуатации менялись и дифференцировались — в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства; в других — в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.

    ^ Памятники права

    Важную роль в укреплении феодального строя играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971), в которых есть сведения о «Законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди» и т. п.

    Но первым древнерусским сводом законов была «Русская Правда», действовавшая с XI по XV вв. Первая часть Краткой редакции «Русской Правды», так называемая «Древнейшая Правда», во всех 18 статьях дает очень ограниченный круг наказуемых преступлений: от убийства, побоев до укрывательства скрывшегося холопа, порчи чужого оружия и одежды. В нем хотя и говорится о таком пережитке, как право родственников на кровную месть за убийство, однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство (вирами) по приговору суда.

    «Русская Правда» определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения, нормативно закрепила право собственности феодала на землю. Целый рад статей предусматривал наказание за попытку посягательства на эту собственность. Специальные статьи устанавливали наказание за распахивание межи, за ограбление боярской усадьбы, за убийство слуг феодала (тиунов, огнищан и пр.).

    «Русская Правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. Экономическое принуждение состояло в том, что разорившийся смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу. В «Русской Правде» это рядовичи и закупы*.

    * Рядовичи — лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору). При невыполнении обязательств могли стать холопами. Закупы — общинники, взявшие ссулу (купу) на определенный срок.


    В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скот.

    ^ Процесс феодализации

    Первоначально у славянских племен не было сословий и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились определенные группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Появилась знать, куда входили «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «нарочитые» мужи. Самый высокий статус занимали «земские бояре». К ним относились представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи».

    В X—XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли. Активизация захвата общинных угодий объяснялась в определенной мере тем, что к этому времени укрепляются пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. По сравнению с переложной и подсечно-огневой системами при двухпольном севообороте значительно усиливается интерес к закреплению земли в постоянном владении. Поэтому в Киевской Руси интенсивно формируется частная собственность на землю, идет процесс, получивший название «обояривание» земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной). Вотчина — это собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других общинников, в частности, обедневших. Угодья рядовых общинников часто присоединялись не за долг, а насильственным путем. Таким образом на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев.

    Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала (боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.

    ^

    13.2. Развитие сельского хозяйства



    Земледелие

    В период Киевской Руси земледелие, давно уже ставшее у восточных славян основной отраслью хозяйства, заметно продвинулось вперед. Земледелие было распространено по всей территории древнерусского государства, но имелись местные отличия, определяемые как географическим фактором, так и уровнем развития производительных сил.

    Необходимо иметь в виду, что в северной половине Восточно-Европейской равнины лежали обширные леса, на севере — хвойные, а к югу — смешанные. Далее к югу тянулась полоса лесостепей, сравнительно узкая у Днепра (300 км), расширяющаяся к Дону (500 км.)- Черноземные почвы идут с запада на восток, захватывая на севере Киев. Здесь возникает один из древнейших очагов земледелия в Восточной Европе.

    Чередование лесных и степных пространств лесостепной зоны в широтном направлении диктовало условия для хозяйственного освоения земель. Население осваивало прежде всего районы с наиболее благоприятными для земледелия почвами, водным режимом, климатическими условиями, что способствовало получению достаточных урожаев.

    На северо-востоке Руси складывается успешно развивающееся земледельческое хозяйство. Наличие в лесных массивах так называемых «ополий» (открытых пространств с достаточно плодородными почвами) позволяло получать удовлетворительные урожаи сельскохозяйственных культур.

    Основным земледельческим орудием была соха, но на юге применяли плуг или рало (деревянный плуг). Перелог и залежи требовали обработки земли пашущими орудиями с применением тягловой силы скота. При пашенном земледелии резко повышается производительность труда и появляется возможность обрабатывать обширные участки земли — поля (пашни).

    Развитие земледелия вместе с ростом населения приводило к освоению новых земель и к лучшему использованию земель, уже бывших в обработке. Получает развитие двухпольная система севооборота. В центральных районах, населенных гуще других, начинает распространяться трехполье.

    В северных районах, в зонах подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами, нужными для вегетации культурных растений, возможности освоения земель в этот период были ограниченные. На севере господствовала огневая подсечная система земледелия. Применение в северных районах в качестве основных орудий возделывания земли сохи и мотыги сковывало развитие земледельческого хозяйства.

    В целом по стране в земледельческом производстве участвовали небольшие площади. Это соответствовало низкой заселенности и концентрации населения в отдельных относительно небольших районах. В основном это были речные долины, ополья внутри лесных массивов, приозерные земли. Удельный вес южных земель в земледельческом хозяйстве был, несомненно, выше северных районов.

    Основными сельскохозяйственными культурами на Руси были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох, овес, лен, конопля, бобы, чечевица, репа, капуста. Но среди жита, под которым понимались все хлебные злаки, основным была рожь. Развивались также огородничество и садоводство.

    Животноводство

    Важной отраслью хозяйства было животноводство, тесно связанное у восточных славян с земледелием, так как, с одной стороны, увеличивались запасы кормов, с другой, — росла потребность в тягловой силе. Разводили лошадей, волов, коров, овец, свиней, птиц (кур, гусей, уток).

    В хозяйстве феодалов успешно развивались скотоводство и коневодство. У князей Игоря и Святослава Олеговичей (XII в.) было «кобыл стадных 3000, а коней 1000». Смерды же были плохо обеспечены скотом и лошадьми.

    Земледелие и скотоводство в Киевской Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который в основных чертах сохранился и в последующее время. По уровню сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и набору культур Киевская Русь стояла на том же уровне, что и современные ей страны Западной Европы.

    Однако в целом агротехнический уровень земледелия не позволял еще сделать эту отрасль хозяйства устойчивой. Как и в Западной Европе, неурожайные годы в различных местах Руси в XI — XII вв. были очень частым явлением, что приводило к массовому голоду и вымиранию населения.

    Промыслы

    Вспомогательную роль, хотя и очень важную, играли различные промыслы. Охота, рыболовство, бортничество имели больший удельный вес в северных районах, где продукция сельскохозяйственной деятельности, в первую очередь земледелия, не могла полностью обеспечить потребности населения.

    Охотничий промысел удовлетворял потребности населения не столько в пище, сколько в одежде, обуви, которая делалась из шкур и меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, пушниной взимались дань, подати. Охотились на рысей, туров, лосей, медведей, оленей, кабанов, зайцев, соболей, куниц, горностаев, белок, песцов и других обитателей леса, лесостепей, степей.

    Охотничьи угодья были обширны и при сравнительно низкой плотности населения почти неисчерпаемы. Летописи отмечают лесные богатства северных земель, в первую очередь Новгородской, где по старой народной легенде «оленци мали» и «веверица (белка) млада» падают в леса с проходящих туч и «взрастають и расходятся по земли».

    Определенную роль в хозяйстве играла рыбная ловля. В пищевом рационе того времени рыба занимала большое место. Принятие христианства с его системой постов утвердило рыбу как один из компонентов постной пищи.

    ^

    13.3. Развитие ремесел и городов



    Развитие ремесел

    У восточных славян ремесло отделилось от сельского хозяйства еще в VI—IX вв. В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. По источникам можно выделить 64 ремесленные специальности: обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработка тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т. д. Только из железа и стали древнерусские мастера изготовляли более 150 видов различных изделий.

    В Киевской Руси отмечается деление ремесленного производства на деревенское (сельское) и городское, что отвечало конкретным потребностям сельского и городского населения в определенных орудиях труда, бытовых предметах и т. д.

    Среди ремесел особо значима была обработка железа. Сырьем для производства железа служили дерновые, озерные и болотные руды (содержащие 20—50% металла). Производство железа было основано на сыродутном способе, когда в примитивных домницах в горне на древесном угле получали кричное железо. Крицы затем проковывались для получения железа, годного для выделки различных металлических изделий. Производство железа в основном развивалось в сельской местности с последующей перевозкой его в другие города и районы. Впрочем, домницы были и в некоторых древнерусских городах.

    Растет специализация ремесла по районам. Уже в XII в. выделяются Устюжский район на северо-западе, специализирующийся на литейном производстве, Овручский район на юго-западе, знаменитый изготовлением шиферных пряслиц.

    В сельской местности в основном изготовляли предметы для потребностей земледельческого населения (серпы, лопаты, топоры, лемеха и т. п.). Более разнообразным было городское железоделательное производство, отличавшееся более высокой техникой. Городские ремесленники изготовляли не только орудия сельского хозяйства, но и различные бытовые предметы, оружие (копья, сабли, мечи, боевые топоры, стрелы), броню (щиты, шлемы, кольчуги).

    В городах более сложной была и техника ювелирных изделий. Деревенские ремесленники в основном использовали литье для выделки сравнительно небольшого круга ювелирных изделий (перстни, браслеты, ожерелья, привески, кольца височные и т. п.), в городе же выполняли более тонкие ювелирные работы: чеканку, ковку, гравировку, чернь, позолоту, скань, эмаль. Археологические памятники показывают, что многие виды этих изделий по качеству, технике исполнения превосходили аналогичные изделия западноевропейских ремесленников.

    Как городское ремесло выделяется производство строительных и отделочных материалов — кирпича, черепицы, плитки, широко используемых при строительстве церквей, домов и других сооружений. До наших дней сохранились в Киеве Золотые ворота, Софийский собор с его уникальными мозаиками и фресками, построенный в 1037 г., в Новгороде — Софийский собор, построенный в 1050 г. В начале XII в. киевские плотники построили большой деревянный мост через Днепр.

    По социальному положению ремесленники разделялись на несколько групп: сельские ремесленники — общинники, ремесленники — холопы в монастырских, боярских и княжеских дворах, свободные городские ремесленники, бывшие самой многочисленной группой. Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в организации, бывшие прообразами цехов.

    Города

    Интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства приводил к сосредоточению в городах массы ремесленников, производивших товар не только по заказу, но и на продажу.

    Само название «город» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. Однако собственно городами эти городища-тверди стали лишь тогда, когда в них появилось постоянное население, когда они стали центрами управления феодальной округой, центрами ремесел и торговли.

    По подсчетам академика М. Н. Тихомирова по летописям, в IX—X вв. существовало 25 городов, в XI в. возникло еще 64, в XII в. — 135, к моменту монголо-татарского нашествия на Руси уже было около 300 городов.

    Со временем менялось не только число городов. Менялся и сам город. Первоначально русские города (IX—X вв.) представляли собой крепости. Формирование города как центра ремесленников и торговцев только намечается. Но уже в этот период под его стенами возникают в некотором роде самостоятельные поселения. Вначале они не относятся к городу, но примерно к концу X в. превращаются в его часть — предградья или посады с ремесленным и торговым населением, которое в силу своих занятий живет не на горе — холме, где стоит крепость, а внизу — у реки, на подоле.

    ^ Пути сообщения

    Главными путями сообщения в Древней Руси были водные. На основе имевшихся водных систем возникает ряд путей, который имел значение как для отдельных земель Киевской Руси, так и для государства в целом. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупных речных систем.

    Одним из наиболее известных — водный путь «из варяг в греки», соединивший Балтийское море с Черным. Он протянулся через русские земли на тысячи километров с севера на юг. Видимо, рано сложилось ответвление пути «из варяг в греки» на Западную Двину.




    ^ Перенос ладьи

    По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск, из прибалтийских стран — янтарь, из скандинавских — предметы ремесла и некоторые виды оружия.

    Оживленным был и важнейший Волжский путь — на Каспий, Кавказ и Закавказье, в арабские страны. Водный путь имел сухопутное ответвление, начинавшееся с земель Волжско-Камской Болгарии и уходившее в Среднюю Азию. По Волжскому пути вывозились меха, воск, мед, лен, полотна, серебряные изделия, кольчуги. На Русь по Волге везли дорогие восточные ткани, в том числе «паволоки» — шелковые ткани, драгоценные камни, золото и серебро, пряности, фрукты.

    Существовали и другие водные пути, которые обслуживали как отдельные небольшие местности, так и крупные районы — земли.

    «Русская Правда» свидетельствует и о существовании сухопутных крупных торговых дорог — «гостиниц великих». Одна из таких больших сухопутных дорог вела из Киева на запад через Краков и далее в пределы Чехии — на Прагу и в южную Германию на Раффелыптетген и Регенсбург. В Регенсбурге была особая корпорация купцов, торговавших с Русью.

    Торговля

    Сухопутной дорогой был связан Киев с Прикарпатьем, где имелись соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли.

    Одним из крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь рынков, каждый из которых специализировался на продаже определенных товаров. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки».

    Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород. 152 вида изделий из железа и стали, 205 видов продукции из дерева, многие из которых украшались затейливой резьбой — таков ассортимент изделий ремесленников древнего Новгорода. А гончаров было так много, что целый район города назывался Гончарным (Людина) концом. Ткани для повседневной одежды русичей производились в Новгороде. В XI—XII вв. это были вертикальные ткацкие станки, а на рубеже XII—XIII вв. в Новгороде одновременно с западноевропейскими странами появились более производительные горизонтальные станки. Судя по раскопкам в Новгороде изготовлялись различные виды кожаной обуви. Славился Новгород и своими ювелирных дел мастерами, которые для украшения своих изделий использовали сложнейшие приемы: гравировку, выемчатую и перегородчатую эмаль, скань, зернь, золочение и др.

    Как уже отмечалось, Новгород был составной частью великого водного пути древности «из варяг в греки» — из стран Скандинавии в Византию. Новгородские купцы вели оживленную торговлю со Скандинавией, Данией, городами Ганзейского союза.

    Однако «заморская» торговля имела очень ограниченное значение для экономики страны, так как ввозились в основном предметы роскоши, потреблявшиеся верхушкой феодалов и духовенства. Вывозились же главным образом продукты промыслового хозяйства.

    ^ Денежная система

    Естественным результатом развития торговли было возникновение денежной системы. Первоначально мерилом ценности был скот, поэтому и деньги назывались скот. В период Киевской Руси существовала денежная единица куна, свидетельствующая о том, что когда-то у восточных славян мерилом стоимости был мех куницы. Вероятно, скот появился в южных местностях, где было развито скотоводство, а куна — в северных, где заметная роль принадлежала охоте.

    До второй половины X в. на территории Руси имели хождение византийские и арабские монеты, а затем и западноевропейские монеты (германские пфенниги, денарии Венгрии, Чехии и др.). В конце X — начале XI вв. начинается чеканка собственной монеты. Вероятно, это произошло после официального принятия христианства на Руси, так как на одном из типов серебряных монет имеется изображение Иисуса Христа, а на всех монетах (как золотых, так и серебряных) изображен князь с крестом — символом христианства.

    Крупные платежные операции в Средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. На территории древнерусского государства обращались слитки различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.

    Киевские гривны XI—XIII вв. — это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес —около 160 г. Они функционировали с середины XI в. вплоть до монголо-татарского нашествия почти на всей территории Киевской Руси, но более всего в южных районах.




    ^ Киевские гривны

    .

    Новгородские гривны — слитки имели другой вид и вес. Это длинные (14—20 см) палочки-бруски весом около 200 г, содержащие больший эпиграфический материал — на них нередко процарапаны имена тех, для кого они были отлиты. Структура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией «Русской Правды»: 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам =150 или 100 веверицам*.

    * Веверица — самая мелкая неделимая денежная единица в Древней Руси = 1/3 резаны = 1/6 куны.


    С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, рыночная сфера жизнедеятельности которых ограничена территорией отдельных земель.


    ^ Вопросы для повторения

    1. Расскажите об образовании государства Киевская Русь, его населении и системе налогообложения.

    2. Охарактеризуйте процесс феодализации в Киевской Руси и правовые нормы того времени.

    3. Как развивались основные отрасли сельского хозяйства Киевской Руси?

    4. Расскажите о развитии ремесел и городов.

    5. Сравните внутреннюю и внешнюю торговлю Киевской Руси.

    6. Назовите основные этапы развития древнерусской денежной системы.

    Просмотров: 1053 | Добавил: yournif | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Создать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024