Мой сайт |
Воскресенье, 17.11.2024, 05:43 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Приветствую Вас Гость | RSS
|
|
Главная » 2013 » Январь » 20 » История в школе. образование древнерусского госу
|
|
|
История в школе. образование древнерусского госу
Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее «древо государства Российского»? Это поистине вопрос из вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы исторической науки.
Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси — «Повесть временных лет», написанная в начале XII в., — начинается с трёх вопросов: «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?» В этой триаде — глубинный смысл. Первый вопрос понятен — он основной. «Русская земля» — это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государство в средние века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда — второй вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Грандиозное историческое полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в Древней Руси. Подавляющее большинство летописей начинается именно с «Повести временных лет», тем самым историческому процессу даётся как бы отправная точка. Именно «Повесть временных лет» остаётся главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства. В IX в. Восточная Европа не была забытой окраиной средневекового мира. Через неё проходили оживлённые торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским Западом.
Там, где пролегали караванные пути, до сих пор находят множество кладов. Это свидетельствует о богатстве Руси и её интенсивной торговле.
У населявших эту территорию восточнославянских племён были опасные соседи. Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи (союзы племён восточных славян). На севере постоянные набеги совершали варяги — воинственные обитатели Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена — словене новгородские, кривичи, чудь и меря — были подчинены варягами и обложены данью. Когда и при каких обстоятельствах это произошло, историческая память народа не зафиксировала. Во всяком случае, летописец об этом умалчивает. Но он отметил, что, в конце концов, славяне изгнали варягов за море. Видимо, перед лицом варяжской опасности и сложился здесь мощный военный союз племенных объединений. Однако вскоре между освободившимися племенами начались усобицы: «И воевати почаша сами на ся». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам — вчерашним врагам — и найти князя, который бы «володел и правил… по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. — Прим. ред.) в ней нет — да поидите княжить и володети нами». Три брата — Рюрик, Синеус и Трувор — «с роды своими» откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить в Новгороде (по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус в Белоозере, Трувор — в Изборске.
Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. Согласно известиям летописи, двое из людей Рюрика — Аскольд и Дир — отпросились у него пойти в поход на юг, к Царьграду (Константинополь). На Днепре они осели и стали княжить в Киеве — древнем центре полян. По данным летописи, в879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, а власть перешла к его родственнику Олегу.
В правление Олега произошло событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси, на рубеже дописьменного и письменного периодов. В 882 г. Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск («ключ-город») и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укреплённого Киева, предприимчивый конунг (так называли военных предводителей у варягов) овладел им хитростью. В то время Днепр представлял собой торговую магистраль, по которой шли хорошо охраняемые купеческие караваны. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в лодьях, выскочили и убили киевских князей. Уничтожив Аскольда и Дира, Олег стал княжить в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. Таким образом, 882 год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Это хорошо понимали уже в средние века. Летописцы начинали свои хронологические отсчёты именно «от первого лета Олегова, понеже седе в Киеве», т. е. от первого года правления Олега в Киеве.
Норманская теория
Вокруг этого летописного исторического предания издавна ведутся споры. Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. «норманской теории», согласно которой государство у славян создали норманны — скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчёркивали, что славяне до прихода варягов жили «зверинским образом» (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Патриотически настроенные отечественные учёные, в противовес норманистам, пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании славянской государственности.
Попытаемся, как говорили древние историки, «без гнева и пристрастия» разобраться в этом вопросе. Какова историческая достоверность летописного сказания? Учёные уже доказали вымышленность двух братьев-варягов — Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка «sine hus, thru waring» означает «свой род и верная дружина». Скорее всего, в устной саге было упомянуто традиционное окружение конунга, и сказители приняли эти слова за имена его братьев, а летописец занёс их на страницы летописи. Так Рюрик «приобрёл» несуществующих родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае, в скандинавских источниках IX в. упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей — беспристрастной — силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде. Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира — их летопись именует «мужами», приближёнными Рюрика. Некоторые исследователи считают их потомками основателя Киева — князя Кия, представителями местной «полянской» княжеской династии. Однако их имена, как и имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар). Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские имена. Но первоначально иноземная аристократическая верхушка, правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами — племенными старейшинами, местными «светлыми и пресветлыми князьями». Одновременно происходила быстрая славянизация скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами скандинавской по происхождению династии русских князей является чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика — Святослав. А имена последующих великих князей киевских — почти все славянские.
Важные сведения по этому вопросу дала археология. Изучены так называемые «дружинные курганы», содержащие богатые погребения древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погребальный обряд (сожжение покойника в лодье, со строго определённым набором украшений и оружия) постепенно изменялся под влиянием славянских обычаев. На Смоленщине, в Гнёздовских курганах, в типичном скандинавском погребении первой четверти X в. обнаружена корчага с древнейшей надписью на древнерусском языке — «гороухща» (есть разные предположения о значении этого слова, но большинство учёных считают, что «гороухща» — это горчица, довольно редкая тогда пряность). Данные археологических исследований позволяют утверждать, что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X — первой половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном завершился.
Учёные спорят и о том, каково происхождение названия «Русь». Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» — не славянское, а скорее всего, пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции — «Руслаген». В истории достаточно примеров, когда основателями правящих династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был первый князь — вопрос важный, но не первостепенный. Славяне и скандинавы находились в VIII—IX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги, разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, — значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование — показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой — торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались Новгород и Киев — два важнейших восточнославянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882—912 гг.), прозванный Вещим.
Как бы ни различались мнения историков, важно одно – факт основания в862 г. в Новогороде княжеской династии, правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчета исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских и киевских земель – как поворотный момент в исторических судьбах восточных славян. По замечанию одного из отечественных историков, “сквозь красивый туман народного сказания история… видна лишь со времен Олега”. Воспетый А.С. Пушкиным Вещий Олег – фигура не легендарная, а историческая. Если Кий для летописца – персонаж почти сказочный, мифический, а о Рюрике, Аскольде и Дире ему были известны лишь крупицы фактов, то Олег в “Повести временных лет” представлен как действительно первый общерусский правитель.
Таким образом, существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.
Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).
Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).
Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков). Варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород местными жителями в качестве наемной дружины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено. Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов («союзов союзов», «сверхсоюзов») заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы. Один из таких ранних союзов, который включал в себя разноэтничные племена, возник на северозападе Восточной Европы.
Другой суперсоюз сформировался в Среднем Поднепровье. Во главе его были поляне, территориальным же ядром была «Русская земля» – треугольник, ограниченный Киевом, Черниговом и Переяславлем. Причиной образования этого суперсоюза, как, впрочем, и других суперсоюзов, была внешняя опасность, необходимость борьбы с внешними врагами – хазарами, печенегами, варягами. Процесс объединения союзов племен в Поднепровье начался еще до прихода иноземных князей. Однако появление здесь в882 г. родственника Рюрика князя Олега стало дополнительным стимулом развития этого предгосударственного образования.
Источник
|
|
|
Просмотров: 1339 |
Добавил: yournif
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|