882 год принято
считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве
Произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева

Киевская
Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в
Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения
восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.
Проблема возникновения
государственности
В историографии
долгое время существуют две гипотезы образования «древнерусского
государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную
русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские
источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком,
Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманской теории считаются
работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер,
Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии
придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин.
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности
привнесения государственности извне, на идее возникновения государства
как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в
русской историографии считался Михаил Ломоносов.
Кроме того,
существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов.
Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно
шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их
происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные
версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики.
Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса
возникновения государственности.
В современной
науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое
противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом
политизировано; предпосылки исконной государственности у восточных
славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а
внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии —
достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не
доказывающий неспособности народа к созданию государства или,
конкретнее, института монархии.
Вопросы о том,
был ли Рюрик основателем княжеской династии, каково происхождение
летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название
государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной
отечественной исторической науке. Западные историки в целом следуют
концепции норманизма.
Образование Киевской Руси
Киевская Русь
(Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки»
на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем
Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян
летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. По данным
археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX
веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на
месте Киева существовало городское поселение. Арабские писатели конца
I тысячелетия (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех,
Ибн-Хаукал говорят о Киеве (Куябе) как о крупном городе. Ибн Хаукал
писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара…
Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)».
Варяги,
стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из
варяг в греки», в IX—X
веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена
предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr),
Дир (Dyri), Олег (Helgi)
и Игорь (Ingvar).
Русь
упоминается как держава и в ряде других ранних источников: в 839
упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь,
а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого
же времени становится известным и этноним «русь». По аналогии с другими
этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т. д.) житель
(насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь», звался «русин». Однако
термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 веке.
В 860 при
византийском императоре Михаиле III Русь
громко выступает на международную арену: она провела первый известный
поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением
русско-византийского мирного договора. Повесть временных лет приписывает
этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от
Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному
по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и
христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с
Аскольдом).
В 882, по
летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев,
убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства;
господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское
меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси.
Олег покорил
древлян, северян и радимичей, ранeе плативших
дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в
907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских
купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов,
ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью
племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной
версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не
считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти
Олега около 912 и правил до 945.
Игорь совершил
два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно.
Ему предшествовала так же неудачная военная компания против Хазарии, в
ходе которой русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский
город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским
полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй
поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором,
подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но
отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время
сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына
Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги.
Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально
принявшим христианство византийского обряда (по наиболее
аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты).
Впрочем, Ольга около 960 приглашала на Русь германского епископа
Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии
они были вынуждены покинуть Киев).
Около 962
возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием
стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех
восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 (по др. данным в
968/969) Святослав разгромил Хазарский каганат. Святослав намеревался
создать собственное славянское государство со столицей в придунайской
области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из
неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась
междоусобица за право на престол (972—978 или 980). В ходе междоусобицы
свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой.
См. Так же: