Мой сайт
Воскресенье, 17.11.2024, 06:00
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » 2013 » Февраль » 23 » Пергамен, бумага, береста...
    04:15
     

    Пергамен, бумага, береста...

    Задание по теме

    Пергамен, бумага, береста...

    Методическая разработка учебного занятия

    Материал окажется полезным для проведения уроков по темам: «Образование государства Русь с центрами в Новгороде и в Киеве», «Новгородская земля: особенности экономического и политического развития» и «Особенности древнерусской культуры». 6 класс

    ХОД УРОКА

    По усмотрению учителя данная разработка может использоваться в полном объёме или фрагментарно на уроках и на дополнительных занятиях второй половины дня.

    Начинаем занятие с напоминания о том, что величайшим изобретением человечества стала письменность. Народы мира использовали для письма самые разнообразные материалы.

    Предлагаем ученикам назвать их и объяснить, из чего и как писчие материалы изготавливались. Содержание ответов в обобщённом виде может выглядеть следующим образом:

    Папирус

    1. Тропическое травяное растение семейства осоковых.

    2. Материал для письма, изготовленный из этого растения (у египтян и других древних народов), а также рукопись на этом материале.

    Египтяне разрезали стебли папируса на длинные узкие полоски. Затем укладывали их на гладкую ровную поверхность в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже поперёк. Всю кладку прижимали плоским камнем, при этом тростниковые волокна выделяли клейкий сок. Кладка подсыхала, превращаясь в материал, похожий на бумагу. Его, как и сами растения, называли папирусом. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Исписанные полоски становились всё длиннее, иногда достигая нескольких десятков метров. Для удобства хранения их свёртывали в трубочку-свиток. Папирус был недешёвым материалом, поэтому в школах учеников сначала учили писать на каком-нибудь другом материале, и лишь потом доверяли папирус. Писали на нём камышовыми кисточками. Из сажи с клеем делали чёрные чернила, из сока растений — красные.

    По ходу обсуждения на экран проецируются соответствующие изображения.

    Народы Месопотамии писали на глиняных табличках.

    В Китае во II в. была изобретена бумага. Прежде китайцы писали на плоских костях животных, на бамбуковых дощечках, а также краской на шёлке. В сравнении с костью и бамбуком, бумага была более удобной — она не ломалась, её можно было сгибать и делать из неё книги. Сырьём для бумаги служили тряпьё и древесина. Бумажную массу из измельчённых и растёртых в ступках тряпок, бамбука и коры деревьев закладывали в большой котёл с водой и ставили на огонь. Волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн. Затем работники зачерпывали эту массу прямоугольной рамкой, на которую была натянута густая сетка. Покачивая рамку, добивались того, что бумажная масса равномерно растекалась по сетке. Вода стекала, а на сетке оставался слой бумаги. Влажный лист осторожно снимали с сетки, прессовали и сушили.

    Современный раскоп

    Учитель поясняет, что на Руси бумага появилась в XIV в. До этого наши предки писали на вощёных дощечках и пергамене.

    Вощёные дощечки (церы) имели восковое покрытие. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Преимущество такого многоразового применения дощечки очевидно. Примерно так же мы пользуемся в школе классной доской: ненужное стираем, а нужное записываем. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

    Пергамен (пергамент) писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Пергамен был очень дорогим, поэтому его использовали повторно: прежний текст тщательно соскабливали, чтобы можно было писать вновь.

    Учитель может показать на конкретном примере, насколько дорого ценился пергамен. Писец, переписавший на рубеже XIV и XV вв. Евангелие для Кирилло-Белозёрского монастыря, по окончании своего труда записал свои расходы на материал: «...на кожу преже того дал тожь три рубли...». Три рубля по тому времени были значительной суммой. За один рубль в XIV в. можно было купить коня.

    Грамота с рисунком мальчика Онфима

    Обращаем внимание ребят на то, что потребность у наших предков написать друг другу о своих заботах, радостях и печалях, отправить жалобу, посчитать расходы, объясниться в любви и т.д., была настолько велика, что они стремились найти более дешёвые писчие материалы. Большими любителями писать письма были новгородцы.

    Проецируем на экран изображения берестяных детских люлек, коробов, корзиночек, лапоточков. Можно принести на урок и показать ученикам современные сувениры и поделки из бересты: шкатулки, ёмкости для сахарного песка и соли, настенные часы, плетёнки для печенья и т.д.

    Новгородское писало
    с головой дракона.
    XII в.

    Спрашиваем у ребят, из какого материала выполнены эти предметы и поясняем, что береста — это верхний слой берёзовой коры. Кору для письма использовали не только на Руси. Известно, что древние римляне писали на коре разных деревьев, например, дуба. Береста была дешевле пергамена, а позднее — и бумаги.

    Записываем на доске дату: 1951 год. Поясняем, что именно тогда, 58 лет назад, в Новгороде была обнаружена первая берестяная грамота.

    На экран проецируются изображения археологических раскопок в Новгороде и берестяных грамот.

    Археолог А.В.Арциховский назвал берестяные грамоты русскими папирусами. Предлагаем ученикам объяснить это сопоставление.

    Записываем в тетрадях определение: Берестяная грамота — плотный берестяной свиток с хорошо различимыми буквами.

    Следующий этап занятия посвящён изготовлению берестяной грамоты. Заблаговременно к данному уроку даём ребятам задание: вместе с учителем биологии с упавших или спиленных деревьев (чтобы не портить хорошее дерево) снять 3—4 кусочка коры.

    Собираем на уроке заготовки и погружаем их в металлическую ёмкость. Заливаем кипятком. Одновременно объясняем ребятам, как готовили бересту для письма. При изготовлении берестяной грамоты бересту кипятили (для придания ей эластичности). Соскоблив верхний слой коры, обрезали его по краям. Берестяные грамоты сворачивали так, чтобы текст располагался с наружной стороны.

    Достаём из горячей воды кусочки коры и обрезаем их ножницами. Обращаем внимание ребят на то, что ручек, как сейчас, у новгородцев не было. Их заменяли нехитрые инструменты для письма. Ими не писали, а процарапывали буквы.

    На экране — изображения новгородских писал.

    Записываем в тетрадях определение: Писала — костяные, металлические, деревянные стержни с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу.

    Предлагаем нескольким ученикам процарапать на кусочках коры несколько букв. В качестве писала воспользуемся гвоздём или металлической шпилькой.

    Пока ученики пытаются писать на бересте, поясняем, что каждая написанная строка аккуратно заглаживалась, чтобы не было шероховатости и древесная кожица не топорщилась.

    Письмо от Бориса к Настасье с просьбой прислать слугу и с ним рубаху.
    1380—1400 гг. www.gramoty.ru

    В результате появляется возможность наглядно представить и сравнить, как на одном и том же материале с разницей в восемь веков написали ровесники — ученики разных эпох.

    На экран проецируются рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима и детские дразнилки.

    Задаём вопрос: «Что изображено на его рисунках?»

    Рассмотрев вместе с ребятами смешных человечков, покажем на рисунке и самого Онфима — он изобразил себя всадником, пронзающим копьём врага в виде страшного зверя. Берестяные листы, процарапанные Онфимом, хранятся в Государственном Историческом музее в Москве. А вот другая грамота. Предлагаем одному из учеников прочесть её текст: «Невежа писа, не дума каза, а хто се цита ...»

    Подытоживаем попытки учеников расшифровать эту незавершённую двухстрочную запись. Читаем в переводе на современный русский язык: «Невежа написал, не думая, показал, а кто это читает ...»

    Ребята увидят в этих словах школьную шутку, розыгрыш. Дополним, что эта запись вначале поставила в тупик учёных-исследователей: оказалось, что буквы обоих строк надо читать не подряд, а по вертикали!

    Далее укажем, что в новгородских берестяных грамотах заключена самая разнообразная информация, которая позволяет учёным лучше и полнее представить повседневную жизнь новгородцев. На этом этапе урока предстоит прочитать напечатанные на листах фрагменты берестяных грамот и ответить на вопросы:

    О чём писали новгородцы? Какие выводы о занятиях, традициях, привычках новгородцев можно сделать на основании этих фрагментов?

    Содержание листов с отрывками

    Фрагмент 1

    «От Фёдора к Ксении. Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать. Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда».

    Фрагмент 2

    «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж».

    Фрагмент 3

    «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве».

    Фрагмент 4

    «От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тот час пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл».

    Фрагмент 5

    «От Жилы к Чудину. Дай (отдай) рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведётся принять, ляжет на тебя».

    Фрагмент 6

    «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту и пришли мне хорошего чтения. Да прикажи привезти мне ...».

    В ходе совместного обсуждения прочитанного делаем выводы:

    В средневековом Новгороде письма на бересте были привычным средством общения; люди писали о поимке беглых холопов, просили вернуть долги, объяснялись в любви, просили переслать забытые и нужные вещи.

    Новгородцы постоянно писали и читали письма, что свидетельствует о широком распространении грамотности.

    В грамотах содержится множество бытовых подробностей, которые не могли быть включены в официальные документы. Это позволяет лучше узнать о быте разных слоёв населения Новгорода.

    В завершении учебного занятия отмечаем, что на сегодняшний день известно около тысячи берестяных грамот. Грамоты обнаружены учёными не только в Новгороде, но и в других городах: Пскове, Смоленске, Твери, Старой Руссе и Ладоге. Берестяные грамоты — ценнейший источник по истории и культуре Древней и Удельной Руси. До нас дошли буквально крохи великого наследия — войны, пожары и время унесли сотни и тысячи берестяных грамот.

    Рекомендуемая литература

    Балязин В.Н. Занимательная история России. С древнейших времен до середины XVI века. М.: Первое сентября, 2001.

    Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1974.

    Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М.: Просвещение, 1991.

    Соловьёв В.М. Русская культура с древнейших времен. М.: Белый Город, 2006.

    Чернова М.Н., Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. 10 класс. М.: Айрис-пресс, 2008.

    Энциклопедия «Книга». М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

    Янин В.Л. Я послал тебе бересту. Любое издание.

    Марина ЧЕРНОВА,
    кандидат исторических наук,
    Заслуженный учитель РФ

    Просмотров: 2630 | Добавил: yournif | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Создать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024