Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока)
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
1) образовательные задачи:
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в группах.
3) воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
^ Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, конунг, князь.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация
Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология, технология деятельностного метода.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
Орг. момент
Проверка домашнего задания
Устный ответ по карточкам, используя карту.
Карточка 1.Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён
Карточка 2.Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата.
Карточка 3.Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата.
Карточка 4.Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата.
Карточка 5.Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии.
Карточка 6.Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в.
Тест «Соседи восточных славян» (этот же тест составлен в программе «Использование Microsoft Office в школе», можно решить on-line)
1 вариантВопрос №1: Во главе Тюркского государства находился:
1. царь
2. каган
3. император
Вопрос №2: В бога грома Перкуня верили:
1. гунны
2. финно-угры
3. скифы
Вопрос №3: Авары в основном занимались:
1. скотоводством
2. торговлей
3. военными походами
Вопрос №4: Религия иудаизм получила распространение
1. в Тюркском каганате
2. в Византии
3. в Хазарии
Вопрос №5: Столицей Византийской империи был город:
1. Константинополь
2. Казань
3. Рим
2 вариантВопрос №1: Во главе Хазарского государства находился
1. царь
2. каган
3. император
Вопрос №2: Язычниками были:
1. тюрки
2. волжские булгары
3. хазары
Вопрос №3: Ислам получил распространение:
1. в Хазарии
2. в Волжской Булгарии
3. в Скифии
Вопрос №4: Столицей Волжской Булгарии был город:
1. Итиль
2. Казань
3. Булгар
Вопрос №5: Основным источником пополнения продовольственных запасов у финноугров были(о):
1. ремесло и торговля с соседними племенами и государствами
2. собирательство
3. земледелие, скотоводство и рыбная ловля
Кроссворд (можно сделать на листочках, в программе Excel на компьютерах, на интерактивной доске)
Кроссворд «Соседи восточных славян»^ По горизонтали:
Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории
По вертикали:
Кочевые племена, расселившиеся в Причерноморье в IV в.до н.э., занимавшие территорию от Дуная до степной части Крыма и создавшие своё царство
Денежный или вещественный сбор с покорённых народов
Объединение людей по кровному признаку
Воинственные кочевники, вторгшиеся в VI в. в степные районы Причерноморья
Кроссворд «Соседи восточных славян»По горизонтали:3. Религия, которую приняла верхушка Хазарского государства
4. Глава государства у хазар
По вертикали:
Жители государства, которое сложилось в VII в. в Нижнем Поволжье и подчинило себе многие соседние народы от Днепра до Северного Кавказа
Скотоводческие кочевые племена, которые в III в до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов.
Религия, которую в 922г. приняли волжские булгары.
III. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. 1. Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?
(Государство.) 2. Используя задание для интерактивной доски, ученики вставляют пропущенные слова:
Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система _____________________ людьми, проживающими на единой ______________________; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых ___________________, осуществляется охрана _________________________ регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими ______________________
ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».
Задачи:
Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснить систему управления Древнерусским государством.
IV. Изучение нового материала. 1. На доске учитель рисует логическую цепочку:
Экономический подъём
Увеличение производительности труда и накопление богатств
Социальное расслоение в племени и выделение знати
Появление аппарата управления
Возникновение государства
Вспомните:
1. Каковы были экономические предпосылки создания государства у славян? 2. Покажите на карте славянские города, ставшие центрами племенных союзов.
3. Вспомните, какой была система управления у славянских племен?
4. Чем были недовольны богатые славянские соплеменники?
5. Как вы думаете, какую роль в создании государства играли ремесло и торговля?
2. Обобщая ответы учащихся на последний вопрос, учитель предлагает познакомиться с документом и обратиться к карте на с.33.
.Документ«Повесть временных лет». Начало XII в. « ...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»
Вопросы и задания к документу: 1. Используя карту, покажите путь «из варяг в греки»
2. Каковы были представления славян о своей земле?
3. Каково современное название Хвалисского моря? Как славяне называли Черное море?
4. Как вы думаете, с какими государствами торговали славяне? . .
Используя карту и текст учебника на с. 21, учащиеся городскими центрами союзов племен: полян, северян, кривичей, радимичей, ильменских словен, а с помощью иллюстрации на с. 22 рассказывают о городской торговле.
^ Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какими трудностями приходилось сталкиваться славянским купцам, везшим свой товар в Византию?
3. Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»
НорманнскаяЦентристскаяСлавянскаяДревнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.
Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.
Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.
Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
2. Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы. Документ«Повесть временных лет» «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…
И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.
И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
^ Учитель оценивает ответы.3. Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
(Дополнительный тезис для более подготовленного класса.) В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.
Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы
Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку
Начало неравенства
Выделение знати
Переход к соседской общине
Образование государства
Захват земель, грабительские набеги.
Усовершенствование обработки земли.
Образование излишков.
Складывание частной собственности на землю.
Господство родовой общины.
Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию
4. А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства»
(выполняют на интерактивной доске)
^ Социальный строй и управление племенем у славян.Заполните схему, используя условные знакиА ВечеВ КнязьД ОполчениеБ Соседская общинаГ СтарейшиныЕ ДружинаДомашнее задание: § 3, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 27. Используя иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега.