6класс История Древнерусского государства.
Тема: Начало раздробления Древнерусского государства
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная - Сформировать представление о политической раздробленности на Руси; выяснить обстоятельства и причины раздробления Древнерусского государства; раскрыть факторы, способствовавшие объединению русских людей после распада Древнерусского государства.
Развивающая — Развивать у учащихся умение анализа и умение использовать иллюстрации как исторический источник; картографические (локализовать место в пространстве, извлекать из нее информацию)
Средства обучения:
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. Параграф 9, карта учебника стр 82, иллюстрации в учебнике стр 74-80, отрывок из «Повести временных лет» стр 83.
Ход урока
>1.strong>Орг.момент:
Здравствуйте. Сейчас вы напишите небольшую проверочную работу в виде теста. На него вам отводится 10-12 минут.
Учитель раздает листки с заданием, Ученики читают и решают тест
2.Тема урока: Политическая раздробленность.
А сейчас мы приступим к изучению новой темы. Открывайте тетради и запишите в них число и тему урока. (Учитель пишет тему урока на доске — Начало раздробления Древнерусского государства).
Политическая раздробленность Древнерусского государства означает его распад на несколько княжеств, отдельных земель, претендующих на политическую самостоятельность. Прежде всего, надо выяснить причины распада Древнерусского государства и его последствия. Хотелось бы отметить, что распад Древнерусского государства – процесс сложный. Он начался после смерти Ярослава Мудрого.
После смерти великого князя главный на Руси престол занимал не его сын, а брат. Остальные князья должны были ему подчиняться. Это привело к усобицам. Набеги половцев усугубили ситуацию. Междоусобицы и набеги половцев привели к разорению Руси. В 1097г. в Любиче был созван съезд князей.
(Учитель просит записать в тетрадь дату и основные решения съезда в тоже время он пишет их на доске.)
Ученики открывают тетради и записывают тему.
3. Продолжение темы урока: Обстоятельства раздробления Древнерусского государства
1.совместная борьба с половцами
2.князья будут править самостоятельно на земле, доставшейся им от отцов.
Просит открыть учебник на стр 83 прочитать документ и ответить на вопрос: Можно ли считать решение «каждый да держит вотчину свою» началом распада государства, а решение о совместном походе против половцев – фактом, способствовавшим объединению русских земель?
Князья договорились о совместных действиях против половцев. Походы против половцев организовал Владимир Мономах. Он приобрел большую популярность на Руси, и в 1125г. киевляне пригласили его на киевский престол. Мономах восстановил единство Руси, которое сохранял его сын Мстислав Великий. После его смерти Русь распалась на 15 независимых государств-княжеств.
Учитель задает вопрос: что же было главной причиной распада Древнерусского государства? Но чтобы ответить на этот вопрос давайте вспомним причины образования Древнерусского государства.
Вопрос: что изменилось на Руси за 70 лет после смерти Ярослава Мудрого?
Ученики записывают в тетрадь дату и основные решения съезда. Открывают учебники на нужной странице, читают и пытаются ответить на вопрос.
4. Продолжение урака: Причины политической раздробленности
Вопрос: какую роль в распаде Древнерусского государства сыграл Любический съезд князей?
Учитель записывает итоги беседы на доске.
Причины политической раздробленности Древней Руси: 1.падение значения торгового пути «из варяг в греки»
2. отсутствие серьезной внешней угрозы
3. раздел Руси на уделы между потомками Ярослава Мудрого.
Вопрос: Древнерусское государства распалось на 15 княжеств, но оставалось ли что-то, объединяющее русские земли?
Если ученики затрудняются ответить. Обратить их внимание, что ответ можно найти в учебнике на стр 81
Записать на доске:
1.общий язык>p>
2. общая религия
3. законы Русской Правды
4.правящая княжеская династия Рюриковичей
5. сохранившаяся в сознании народа идея единства Руси.
Ученики пытаются ответить на вопрос (защита торгового пути «из варяг в греки» и защита территории от набегов кочевников)
(путь «из варяг в греки» потерял свое значение. Половецкая опасность почти исчезла, что ослабляло стремление русских к объединению военных сил)
На съезде князья постановили каждому править в своей земле.
5. Проверка знаний полученных в ходе урока: Что объединяло русских людей в период раздробленности.
На рубеже XI-XII вв. Русь вступила в эпоху политической раздробленности, но сохранялись общие для всех княжеств язык. Религия, законы и правящая династия Рюриковичей.
Ученики записывают вывод в тетради, и пытаются ответить на вопрос.
Открывают учебник на стр 81 и ищут ответы на вопрос.
7. Домашнее задание
Учитель Просит открыть дневники и записать задание: параграф 9, записи в тетради.
Ученики открывают дневники и записывают задание.