Мой сайт
Воскресенье, 17.11.2024, 05:30
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » 2013 » Февраль » 23 » Урок истории тема: «формирование древнерусского
    09:52
     

    Урок истории тема: «формирование древнерусского




    Чирьев Игорь Юрьевич, учитель истории I квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.


    Предмет: История России.

    Класс: 6 класс.

    Тема: «Формирование Древнерусского государства».

    Тип: Изучение нового материала.

    Формы и методы:


    • Методы: наглядный, частично-поисковый.

    • Методы контроля: устный, письменный.

    • Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).

    • Формы: групповая, фронтальная.

    Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

    ^ 1) образовательные задачи:

    • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

    • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

    • выяснить систему управления Древнерусским государством.

    2) развивающие задачи:

    • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

    • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

    • развивать умение работать в группах.

    3) Воспитательные задачи:

    • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

    • воспитание коллективизма, товарищества.

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1).

    Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.

    ^ Этап

    урока

    Цель

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащегося

    1. Проверка знаний и умений учащихся.

    Проверить знания учащихся по теме «Восточные славяне».

    Слайд 1

    Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.

    ^ Инструктаж учителя о правилах работы в группе.

    Знакомятся с правилами работы в группе.

    Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян (приложение 2).

    Работают с контурной картой.

    Заполните схему «Социальный строй и управление племенем славян» (приложение 3).

    Вывод. Социальная структура общества у славян усложняется.

    Заполняют схему «Социальный строй и управление племенем славян».

    Сдают работы на проверку ассистентам, которые выставляют результаты (баллы) в сводную ведомость на доске.

    2. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.








































    Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.







    Слайд 2

    Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки:

    1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория;

    4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?

    (Государство.)

    Какую тему сегодня нам предстоит изучить?

    Слайд 3

    ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».

    Слайд 4

    Задачи:

    • Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

    • Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

    • Выяснить систему управления Древнерусским государством.

    Отвечают на вопросы.

























    3. Изучение нового материала.

    Организовать работу в группах. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.

    Слайд 5

    Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян» (приложение 4).

    Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.

    Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.

    Работают в группах.

    Решают познавательные задачи.

    Знакомятся с таблицей.

    Прочитайте «Повесть временных лет» (приложение 5), и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

    ^ Учитель оценивает ответы.

    Читают «Повести временных лет».

    Ответы учащихся от каждой группы.

    Ассистенты записывают результаты оценивания учителя в сводную ведомость.




    Обнаружить и устранить обнаруженные пробелы. Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

    Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)

    В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.

    Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы (приложение 6).

    ^ Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию.

    Составляют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26.

    Выполняют самопроверку.

    Ассистенты выставляют результаты в сводную ведомость.







    А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

    Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» на ватмане и публично объясните её.

    ^ После представлений работ всех групп, учитель показывает «эталон» схемы.

    Слайды 6-8

    Работают в группе.

    Используя опорные слова, учащиеся составляют на ватмане схему.

    Представляют результаты: ученик от каждой группы (приложение 7).







    ^ Подведение итогов.

    Слайд 9

    Итак, сегодня на уроке мы:

    • Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

    • Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

    • Выяснили систему управления Древнерусским государством.

    Выводы.




    4. Первичное закрепление изученного.




    ^ Фронтальный опрос: цепочка.

    А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Ответив правильно на вопросы, вы сможете получить по 1 баллу.

    Слайды 10-12

    1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.

    2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).

    3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.

    4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).

    5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.

    6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)

    Отвечают на экспресс-вопросы.

    5. Постановка заданий на дом.

    Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

    Слайд 13

    Учебник: §3, вопросы 2,4,5 устно.




    6. Подведение итогов урока.

    Выставить отметки.

    Прокомментировать ответы.




    Комментируют свои ответы и ответы одноклассников.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1


    ^ Презентация «Формирование Древнерусского государства»


    ПРИЛОЖЕНИЕ 2


    Используя контурную карту, определите территорию,

    которую занимали племенные союзы восточных славян.







    ПРИЛОЖЕНИЕ 3


    Социальный строй и управление племенем у славян.

    ^ Заполните схему, используя условные знаки




    А Вече

    В Князь

    ^ Д Ополчение

    Б Соседская община

    Г Старейшины

    Е Дружина









    ПРИЛОЖЕНИЕ 4


    Теории возникновения государства у восточных славян



    Норманнская

    Центристская

    Славянская

    Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

    Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.

    Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

    Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

    Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

    Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.



    ПРИЛОЖЕНИЕ 5


    Документ


    «Повесть временных лет»


    «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

    И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

    И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Бело-озеро…

    И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

    И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

    И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».


    ПРИЛОЖЕНИЕ 6


    Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку





    ПРИЛОЖЕНИЕ 7


    Схема «Внутренняя организация Древнерусского государства»





    ПРИЛОЖЕНИЕ 8





    ^ Самооценка ученика (Ф.И.) ______________________________________________________


    Класс ________________ Предмет _________________________________________________

    1. На занятии я узнал (ла) _________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    2. Лучше всего на занятии меня получалось __________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    3. Основные трудности у меня были ________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    4. Сам (ой) себе я желаю __________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________



    Просмотров: 408 | Добавил: yournif | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Создать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024