Чирьев Игорь Юрьевич, учитель истории I квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.
Предмет: История России.
Класс: 6 класс.
Тема: «Формирование Древнерусского государства».
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
Формы: групповая, фронтальная.
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
^ 1) образовательные задачи:
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
выяснить систему управления Древнерусским государством.
2) развивающие задачи:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в группах.
3) Воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация
(приложение 1).
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.
^ ЭтапурокаЦельДеятельностьучителяДеятельностьучащегося 1. Проверка знаний и умений учащихся.
Проверить знания учащихся по теме «Восточные славяне».
Слайд 1 Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.
^ Инструктаж учителя о правилах работы в группе.Знакомятся с правилами работы в группе.
Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян
(приложение 2).
Работают с контурной картой.
Заполните схему «Социальный строй и управление племенем славян»
(приложение 3).
Вывод. Социальная структура общества у славян усложняется.
Заполняют схему «Социальный строй и управление племенем славян».
Сдают работы на проверку ассистентам, которые выставляют результаты (баллы) в сводную ведомость на доске.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.
Слайд 2 Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки:
1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория;
4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?
(Государство.) Какую тему сегодня нам предстоит изучить?
Слайд 3 ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».
Слайд 4Задачи:
Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснить систему управления Древнерусским государством.
Отвечают на вопросы.
3. Изучение нового материала.
Организовать работу в группах. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.
Слайд 5 Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»
(приложение 4).
Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
Работают в группах.
Решают познавательные задачи.
Знакомятся с таблицей.
Прочитайте «Повесть временных лет»
(приложение 5), и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.
^ Учитель оценивает ответы. Читают «Повести временных лет».
Ответы учащихся от каждой группы.
Ассистенты записывают результаты оценивания учителя в сводную ведомость.
Обнаружить и устранить обнаруженные пробелы. Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
(Дополнительный тезис для более подготовленного класса.) В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.
Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы
(приложение 6).
^ Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию.
Составляют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26.
Выполняют самопроверку.
Ассистенты выставляют результаты в сводную ведомость.
А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» на ватмане и публично объясните её.
^ После представлений работ всех групп, учитель показывает «эталон» схемы. Слайды 6-8 Работают в группе.
Используя опорные слова, учащиеся составляют на ватмане схему.
Представляют результаты: ученик от каждой группы
(приложение 7).
^ Подведение итогов.Слайд 9 Итак, сегодня на уроке мы:
Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.
Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Выяснили систему управления Древнерусским государством.
Выводы. 4. Первичное закрепление изученного.
^ Фронтальный опрос: цепочка. А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Ответив правильно на вопросы, вы сможете получить по 1 баллу.
Слайды 10-12 1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (
центристской) теорией.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (
полюдье). 3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается
(норманнской) теорией.
4. Во главе дружины стоял военачальник –
(князь). 5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается
(славянской) теорией.
6. Кто руководил общерусским ополчением?
(Воевода.) Отвечают на экспресс-вопросы.
5. Постановка заданий на дом.
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
Слайд 13 Учебник: §3, вопросы 2,4,5 устно.
6. Подведение итогов урока.
Выставить отметки.
Прокомментировать ответы.
Комментируют свои ответы и ответы одноклассников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1^ Презентация «Формирование Древнерусского государства»ПРИЛОЖЕНИЕ 2Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Социальный строй и управление племенем у славян.^ Заполните схему, используя условные знакиА ВечеВ Князь^ Д ОполчениеБ Соседская общинаГ СтарейшиныЕ ДружинаПРИЛОЖЕНИЕ 4Теории возникновения государства у восточных славянНорманнскаяЦентристскаяСлавянская Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.
Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.
Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.
Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Документ«Повесть временных лет»«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Бело-озеро…
И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.
И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказкуПРИЛОЖЕНИЕ 7Схема «Внутренняя организация Древнерусского государства»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8^ Самооценка ученика (Ф.И.) ______________________________________________________
Класс ________________ Предмет _________________________________________________1. На занятии я узнал (ла) _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Лучше всего на занятии меня получалось __________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Основные трудности у меня были ________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Сам (ой) себе я желаю __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________