11.10.2012
Урок по истории «Образование Древнерусского государства»
Просмотров: 904
Кислова М.Ю.,преподаватель Региональногомногопрофильного колледжаг. Ставрополь
План урока
Тема: «Образование
Древнерусского государства»
Тип занятия: занятие
первичного усвоения знаний
Вид занятия: комбинированный
Время: 80 минут
Цель урока: Сформировать у студентов целостное
представление об основных закономерностях складывания раннефеодального государства на примере государства Киевская
Русь.
Задачи:
Обучающие:
1. выявить факторы, существенно повлиявшие на судьбы
восточных славян;
2. охарактеризовать хозяйственные
и социальные отношения восточных
славян VIII—IX вв.;
3. определить предпосылки
возникновения Древнерусского государства; познакомить с дискуссией о
происхождении Древнерусского государства (спор норманистов и антинорманистов);
4. показать значение объединения северного и южного
союзов восточнославянских племен, приведшего к созданию Древнерусского
государства;
5. охарактеризовать политику первых правителей Руси.
Развивающие:
· развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;
· продолжить формирование умений выполнять познавательные и
практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
на перевод информации из текста в схему:
· развивать умение работать в группах.
Воспитательные:
· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей
Родины;
· воспитание коллективизма, товарищества.
Методическая: показать
технологию проведения занятия с элементами деловой игры.
Методы и приемы:
1) методы словесной передачи информации
и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации
(приемы: презентация, видеоролик);
3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая
работа в группах, составление сравнительных таблиц);
4) методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной
ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая
исследовательская деятельность, создание ситуации взаимопомощи);
5) методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка)
Принципы: историзма,
последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.
Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
компьютер,
проектор, экран.
Структура и
методический инструментарий занятия.
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Методические приемы
Деятельность
обучающихся
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Определение
отсутствующих.
3. Проверка
подготовленности кабинета и обучающихся к занятию.
4.Ознакомление с оценкой деловой игры (Игровые денежные единицы
–«куны»(монеты в государстве Русь), 5 «кун» =1 балл ).
Техническая минутка.
1. Приветствие
преподавателя.
2. Доклад старосты.
3. Обучающиеся
готовятся к занятию.
II. Этап актуализации знаний, мотивации и целеполагания.
1.Преподаватель
актуализирует знания обучающихся и готовит их к мотивации и
целеполаганию.
Преподаватель обращает внимание студентов на то, что
социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской
истории, хотя еще недавно лидировал интерес к событиям XX в. С чем
это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда
есть пошла Русская земля?» Обобщив ответы
обучающихся, преподаватель отмечает, что в истории Древней Руси мы
находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые
корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество
источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного
больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
2. Преподаватель
формулирует вопросы:
а). Что такое государство?
б). Какие факторы предваряют процесс
возникновения государства?
3. Обобщение и
систематизация информации.
Преподаватель предлагает составить схему «Предпосылки образования
государства» (Приложение №1)
Метод
эвристической беседы.
Демонстрация слайда (с 7 по 9)
Фронтальный опрос.
Демонстрация слайда (с 10
по 17)
Демонстрация слайда (№18)
1.Обучающиеся знакомятся с
информацией преподавателя.
2.Студенты
отвечают, опираясь на знания о происхождении и сущности государства из школьных курсов истории и обществознания. Обучающиеся делают
вывод о том, что основной предпосылкой возникновения государства является
процесс социальной дифференциации.
Студенты составляют схему
«Предпосылки образования
государства»
III. Этап применения и закрепления изученного материала
1. Преподаватель
сообщает, что происхождение русской государственности и самого названия Русь едва ли не самая
древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. Вокруг
сказания Нестора историки сломали немало копий.
Существует научное мнение о том, что государственность формируется в результате
развития общественных отношений внутри страны.
Преподаватель организует интерактивную игру «Аналитики».для
исследования теорий происхождения
Древнерусского государства у восточных славян.
Формируется 2 группы:
1группа – «Норманисты», 2
группа - «Антинорманисты».
2. Преподаватель формирует
группы по табличкам по именам правителей Руси: Олег, Игорь, Ольга,
Святослав.
Задание : вам необходимо войти в виртуальный
контакт и составить диалог между вами и правителем Руси, обозначенным
вашей табличкой.
Преподаватель организует
закрепление материала и предлагает ответить на проблемный вопрос.
Поразмышляйте
над словами Н.М.Карамзина: « Великие князья до времён Ольгиных воевали - она правила государством».
3. Преподаватель предлагает
обучающимся подвести итоги
правления первых русских князей государства Киевская Русь
4. Преподаватель организует
рефлексию занятия
Групповая работа с
заданиями.
Интерактивная игра «Аналитик»
Демонстрация слайда (№ 22)
Метод эвристической
беседы.
Демонстрация слайда (№ 25)
Групповая
работа с заданиями.
Организуется
деловая игра.
Упражнение «Отгадай героя»
(Приложение 4)
Прием создания ситуации успешности
1. Две группы учащихся работают над анализом
аргументов норманистов и антинорманистов по предложенным преподавателем линиям сравнения.
Группы изучают
материал §4 учебника В.В.Артемова, Ю.Н.Лубченкова «История», заполняют
таблицу «Теории возникновения государства у восточных славян»
(Приложение №2)
2. Обучающиеся делают
обобщение по проблемному вопросу. В
качестве оценки обучающиеся получают от преподавателя игровые денежные
единицы - «куны».
Обучающиеся знакомятся с
содержанием §3.4 учебника А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века»
Четыре группы студентов придумывают
вопросы за себя, а за правителя – ответы (см. Приложение №3)
3. Обучающиеся подводят итоги правления первых русских князей
4. Обучающиеся проводят
рефлексию занятия.
IV. Этап подведения итогов.
Подводит итоги урока.
Предлагает подсчитать количество «кун», «заработанных» обучающимися на
занятии.
Выставляет отметки,
благодарит за участие в уроке.
Метод оценки знаний и
участия в уроке.
Приём создания успешности.
Обучающиеся
подсчитывают количество заработанных «кун» и получают отметки.
V. Домашнее задание
Преподаватель предлагает
обучающимся по §3,4 учебника А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века» составить таблицу (Приложение 5)
Обучающиеся записывают
опережающее задание и домашнее задание в тетрадях.
Приложение 1
Схема
«Предпосылки образования государства»
Приложение 2
Теории
возникновения государства у восточных славян
Линии
сравнения
Антинорманская
теория
Норманнская
теория
1.Предпосылки
к образованию Древнерусского государства
2.Кто
такие варяги?
3.Происхождение
слова «Русь»
4.Наличие
государства в Скандинавии у норманнов к 862 году.
1
2
3
4
1
2
3
4
Приложение 3
( по учебнику
А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века»)
Князь Олег
Работа
на стр.42-44
1. Как
вам удалось объединить Киев и Новгород
под своей властью?
2.
Чем объясняется Ваше стремление перебраться из Новгорода в Киев? (Ясное
осознание ведущего политического и экономического положения Киева как
естественного центра складывавшегося Древнерусского государства).
3. Рюриковичи во главе с
Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города
Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом
население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей
и подчинилось воле пришельцев.
Почему?
В те времена подобная смена власти не была чем-то нетрадиционным,
это во-первых. Во-вторых, Олегова дружина могла предстать столь внушительной
силой, что киевляне даже не рискнули сопротивляться пришельцам. В-третьих, Олег
мог в обмен на княжение пообещать жителям города мирную жизнь. В-четвертых,
Аскольд к Дир могли не устраивать киевлян как правители.
4. Какие племена включил Олег в состав Древнерусского государства?
5. С какими кочевыми племенами вам пришлось вести борьбу? Каков
итог этой борьбы?
6. Какой у вас был титул?
Работа на стр.46-47
7. Какова цель Вашего похода в Византию в 907 г.?
8. Как Вам удалось взять город с его могучими стенами?
9. Чем закончился Ваш поход в Византию в 911г.?
Князь Игорь
Работа на стр.42
1. Кем Вам приходится Рюрик?
Работа на стр.47
2. Существует романтическая история Вашей женитьбы. Расскажите.
Работа на стр. 48
3. После смерти великого воителя Олега возникли две опасности для
Руси. Какие? Как Вы с ними справились?
4. Что Вы считаете успехами своей внешней политики?
5. Почему поход на Константинополь в 941году закончился поражением
славян? Каковы итоги похода в 944 году?
Работа на стр. 49. п. Полюдье и гибель Игоря
6.
В чем выражалась зависимость восточнославянских племен от киевского князя?
7. Почему
древляне восстали против Вас?
8. Какие обстоятельства вынудили
Вас вторично собирать дань с древлян?
Князь Святослав
Работа на стр.54 п. Укрепление Древнерусского государства
1. а) Какие славянские племена включили вы в состав
Древнерусского государства?
б)Какие меры вы
предприняли для укрепления государства?
Работа на стр.54-56
2. Почему вас называют Александром Македонским Восточной Европы?
3. Какая внешнеполитическая проблема была главной для Киева?
(Устоять протии Хазарии. После моего похода Хазария прекратила свое
существование как сильное государство)
Работа на стр. 56-57 п.Южное направление внешней политики
4. Почему вы начали войну с Болгарией?
5. Почему вы хотели перенести столицу из Киева в Переяславец на
Дунае? (План Святослава заключался в создании обширного государства, включавшего
земли всех славян и Византии)
Работа на стр. 57-58
п.Противостояние Византии
6. Кто и почему организовал набег печенегов на Киев?
7. С этими событиями связан первый известный подвиг русского воина.
Расскажите о нем.
Работа на стр.59
8. Однажды Вы обратились к своим воинам со словами, ставшими легендарными: « Да не посрамим земли
Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые сраму не имут.».
а) В
связи с какими событиями были сказаны эти слова?
б) Что
Вам ответили воины? (И ответили воины:
"Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим").
в) Чем
закончилось это сражение?
9. Зачем вы предупреждали
противника: «Иду на Вы» (Следовал кодексу воинской
чести, когда не принято было нападать без предупреждения, стрелять в
безоружного или не равного по силе противника; Хотел избежать изнурительных
походов по степи, битв с отдельными отрядами, внезапных налетов, засад и
прочего, что неизбежно делает войну долгой и неэффективной. Хотел, чтобы враг
собрал свои силы в одном месте, и тогда их можно было бы разбить в одном,
решающем сражении.)
10. Зачем в левом ухе Вы носили серьгу? ( В то время
серьга была амулетом, носимым на ухе и охраняющим его от колдовских чар.
Считалось, что ухо наиболее уязвимо для враждебного влияния злых сил. Люди,
которые носили подобные предметы, верили, что это защитит их от дурного
глаза. Прокалывание уха и кровопускание
носило ритуальный характер. Впоследствии амулеты стали скрывать и носить
под одеждой.)
11.
Почему у Вас такая необычная прическа? ( она означала благородное происхождение)
Приложение 4
Игра «Отгадай героя»
- «Вот уже иду к вам,
приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на
могиле его и устрою ему тризну» (Ольга)
- «Идите с данью домой, а возвращусь
и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной
возвратился, желая большего богатства. (Игорь)
- «В походах же не возил за собою ни
возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или
говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав
потник, с седлом в головах… И посылал в иные, земли со словами: «Хочу на вас
идти». (Святослав)
Именного этого князя, погибшего от
своего любимца, запечатлел в своём произведении великий Пушкин (Олег Вещий)
- «В лето 6390 (882) г. придя к
городу, узнал он что княжат тут Аскольд и Дир …и сказал им «Не князья Вы и не
княжеского рода» Показав Игоря и убив Аскольда и Дира, отнесли их на гору, где
на той могиле поставил церковь святого Николы. И сел он княжа в Киеве, и сказал
«Это будет мать городам русским!» (Олег)
Отправилась Ольга в Греческую землю
и пришла к Царьграду. И царствовал тогда.?. И захотел он жениться на Ольге… «Я
язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь» И
крести её царь и было наречено ей имя в крещении Елена, как матери царя.
«Перехитрила ты меня, Ольга». И дал
ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и
отпустил её, назвав своей дочерью..! Кто правил в Царьграде (Константин
Багрянородный).
Приложение 5
Вопросы
для сравнения
Олег
Игорь
Ольга
Святослав
Основные
направления
деятельности
Особенности
правления
Итоги
правления
Список
литературы:
- Артемов В.В.,
Лубченкова Ю.Н. История, М.: Академия, 2010 г.
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века, М.: Русское слово, 2010
г.
назад к списку